вторник, 3 февраля 2015 г.

Творческая группа учителей – содружество равных
Когда я приступала к написанию статьи, то сразу решила, что напишу ее на одном дыхании, не откладывая на потом. Хочется   поделиться мыслями, идеями, опытом с коллегами, и, думаю, собственный блог - одна из  лучших трибун для этого.
 Творчество педагога  есть деятельность по созданию нового. Высшее проявление педагогического творчества - это экспериментирование.  В ходе эксперимента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.  Педагог-исследователь ищет и разрешает противоречие между устаревшим и новым, обеспечивая тем самым движение вперёд. Два года назад телефонные разговоры с коллегами-учителями, обмен опытом во время редких встреч получили реальное воплощение – нами была создана областная творческая группа учителей русского языка и литературы, объединившихся на основе общих профессиональных интересов. Тема работы - «Эссеистика  как  форма самовыражения личности». Научным руководителем стала к.п.н., профессор ПГПИ Валерия Никандровна Афанасьева, а в состав вошли учителя-словесники АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» г. Павлодара Макишева В.А., Осипова Н.А., Суханинская У.И.;  Куставлетова А.Б., школа для одаренных детей «Жас-Дарын»; Минаева Е.И., зам. дир. СОШ №40 села Павлодарское;  Иванова В.А., СОШ №19 с казахским языком обучения; Валова М.В., областная гимназия №3 для одаренных детей; Еленич Е.И., СОШ №34 и Хмоленко А.И., СОШ №9. Курирует работу творческой группы Инновационный центр развития образования и воспитания Павлодарской области.
В процессе коллективного исследования каждый из нас  выполняет часть общей работы. В настоящее время группа проходит четвертый, практический,  этап  и вплотную подошла к обобщению результатов деятельности.  Наш элективный курс адресуется учащимся старших классов и может быть оценен как завершающий языковую подготовку школьников, знаменуя собой готовность выпускников идти дальше по жизни, оптимально используя функции языка в качестве средства общения. Группа уже презентовала свои наработки во время декабрьского семинара в АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» г. Павлодара, и рефлексивные отзывы присутствовавших убедительно свидетельствуют: проблема обучения школьников написанию эссе в период, когда оно стало итоговой формой оценивания по русскому языку, очень востребована словесниками области.
В качестве иллюстрации предлагаем  план-конспект урока русского языка
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Функциональное значение русского языка в школе (зачем мы изучаем русский язык)
ЦЕЛЬ: Показать и доказать учащимся жизненно важное предназначение школьной дисциплины.

I. Целевая установка к уроку. Структура (логика) работы.
1.      Какой человек востребован сегодня (модель личности)?
2.      Какое место в этой модели занимает русский язык.
3.      Насколько мы соответствуем данному уровню:
-        Как понимаем информацию?
-        Умеем ли ее создавать?
-        Чему надо учиться?
4.      Проба пера (ЛАХТ- лингвостилистический анализ текста).
5.      Подведение итогов – рефлексия.
II. Конструирование таблицы.
Место русского языка в образовательном пространстве

Какая личность востребована в мире?   Что могут уроки русского языка?
1. Неконфликтная (мирно решать проблемы и противоречия)  - Помогают согласие достигать здоровым спором и дискуссиям.
2. Поликультурная (уважать традиции и обычаи людей разных национальностей)         - Знакомят с особенностями русской и евразийской культуры.
3. Коммуникативная (общаться на разных языках в устной и письменной форме)         - Формируют навыки нормированной речи, в соответствии с правилами грамматики правописания, стилистики.
4. Информационно грамотная (владеть информационными технологиями)         - Учат работать с текстом:
 - выделять ключевые слова;
 - формулировать тему;
 - структурировать идею содержания;
     - видеть проблемы там, где они есть
5. Мотивированная на учебу в течение всей жизни (иметь потребность в интеллектуальном труде)     - Воспитывают конкурентность и качество борца

III. Работа с текстом.
А. Чтение. Народная притча
Спросил молоток у моря:
- Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я сколько ни бью, - все такие колючие и шершавые?
- А я их ласкаю, - прошептало море.
Б. Вопросы к анализу (устная форма)
1.      О чем текст?
2.      Зачем он создан?
3.      Чем отличается от других текстов.
4.      В чем «секреты» его «воздействующей силы?»
5.      Резюме.
В. Образец анализа (письменная форма)
Данный текст передает диалог двух персонажей – Молотка и Моря. Содержание иносказательно. Всего две реплики; но в них заключена общечеловеческая мудрость: воспитать хорошего человека можно только лаской, похвалой, участием.
Текст создан по принципу «словам тесно, а мыслям просторно», и достигается все это отбором языков средств.
Ключевое слово – «ласкаю» служит выводом, развязкой спора, а характеристиками действующих лиц выступают слова автора, вводящие прямую речь: безразличное – «спросил молоток» и очень трогательное  - «прошептало море».
Синтаксическая структура также помогает передать смысл.
Реплика «грубого» молотка – сложное предложение с сочинением и подчинением (рассуждение с отрицательной установкой).
Реплика моря звучит откровенно и просто – двусоставное, почти нераспространенное предложение с выделенным дополнением («их» - камней).
Да! Поистине велик язык, способный несколькими штрихами раскрыть философию жизни, философию воспитания.

IV. Вывод по уроку в целом:
Какое влияние на Вашу личность оказала проделанная работа?

V. Домашнее задание.
Сочинение – эссе. Размышление по поводу текста М. Пришвина «Осенняя роска»
Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.
Макишева В.А., учитель русского языка и литературы Филиала АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа»  химико-биологического направления г. Павлодара







Комментариев нет:

Отправить комментарий