Творческая группа
учителей – содружество равных
Когда я
приступала к написанию статьи, то сразу решила, что напишу ее на одном дыхании,
не откладывая на потом. Хочется поделиться мыслями, идеями, опытом с
коллегами, и, думаю, собственный блог - одна из лучших трибун для этого.
Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Высшее
проявление педагогического творчества - это экспериментирование. В ходе эксперимента проверяется и получает
право на существование новая педагогическая технология. Педагог-исследователь ищет и разрешает
противоречие между устаревшим и новым, обеспечивая тем самым движение вперёд. Два
года назад телефонные разговоры с коллегами-учителями, обмен опытом во время
редких встреч получили реальное воплощение – нами была создана областная
творческая группа учителей русского языка и литературы, объединившихся на
основе общих профессиональных интересов. Тема работы - «Эссеистика как
форма самовыражения личности». Научным руководителем стала к.п.н., профессор
ПГПИ Валерия Никандровна Афанасьева, а в состав вошли учителя-словесники АОО
«Назарбаев Интеллектуальная школа» г. Павлодара Макишева В.А., Осипова Н.А.,
Суханинская У.И.; Куставлетова А.Б.,
школа для одаренных детей «Жас-Дарын»; Минаева Е.И., зам. дир. СОШ №40 села
Павлодарское; Иванова В.А., СОШ №19 с
казахским языком обучения; Валова М.В., областная гимназия №3 для одаренных
детей; Еленич Е.И., СОШ №34 и Хмоленко А.И., СОШ №9. Курирует работу творческой
группы Инновационный центр развития образования и воспитания Павлодарской
области.
В процессе коллективного исследования каждый
из нас выполняет часть общей работы. В
настоящее время группа проходит четвертый, практический, этап и
вплотную подошла к обобщению результатов деятельности. Наш элективный курс адресуется учащимся
старших классов и может быть оценен как завершающий языковую подготовку
школьников, знаменуя собой готовность выпускников идти дальше по жизни,
оптимально используя функции языка в качестве средства общения. Группа уже
презентовала свои наработки во время декабрьского семинара в АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» г.
Павлодара, и рефлексивные отзывы присутствовавших убедительно свидетельствуют:
проблема обучения школьников написанию эссе в период, когда оно стало итоговой
формой оценивания по русскому языку, очень востребована словесниками области.
В качестве
иллюстрации предлагаем план-конспект
урока русского языка
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА:
Функциональное значение русского языка в школе (зачем мы изучаем русский язык)
ЦЕЛЬ:
Показать и доказать учащимся жизненно важное предназначение школьной
дисциплины.
I. Целевая
установка к уроку. Структура (логика) работы.
1. Какой человек востребован сегодня (модель
личности)?
2. Какое место в этой модели занимает русский
язык.
3. Насколько мы соответствуем данному уровню:
- Как понимаем информацию?
- Умеем ли ее создавать?
- Чему надо учиться?
4. Проба пера (ЛАХТ- лингвостилистический
анализ текста).
5. Подведение итогов – рефлексия.
II. Конструирование
таблицы.
Место
русского языка в образовательном пространстве
Какая
личность востребована в мире? Что могут
уроки русского языка?
1.
Неконфликтная (мирно решать проблемы и противоречия) - Помогают согласие достигать здоровым спором и дискуссиям.
2.
Поликультурная (уважать традиции и обычаи людей разных национальностей) - Знакомят с особенностями русской и
евразийской культуры.
3.
Коммуникативная (общаться на разных языках в устной и письменной форме) - Формируют навыки нормированной речи,
в соответствии с правилами грамматики правописания, стилистики.
4.
Информационно грамотная (владеть информационными технологиями) - Учат работать с текстом:
- выделять ключевые слова;
- формулировать тему;
- структурировать идею содержания;
- видеть проблемы там, где они есть
5.
Мотивированная на учебу в течение всей жизни (иметь потребность в
интеллектуальном труде) - Воспитывают
конкурентность и качество борца
III. Работа
с текстом.
А. Чтение.
Народная притча
Спросил
молоток у моря:
- Отчего
камни на твоем берегу такие гладкие, а я сколько ни бью, - все такие колючие и
шершавые?
- А я их
ласкаю, - прошептало море.
Б. Вопросы
к анализу (устная форма)
1. О чем текст?
2. Зачем он создан?
3. Чем отличается от других текстов.
4. В чем «секреты» его «воздействующей силы?»
5. Резюме.
В. Образец
анализа (письменная форма)
Данный
текст передает диалог двух персонажей – Молотка и Моря. Содержание
иносказательно. Всего две реплики; но в них заключена общечеловеческая
мудрость: воспитать хорошего человека можно только лаской, похвалой, участием.
Текст
создан по принципу «словам тесно, а мыслям просторно», и достигается все это
отбором языков средств.
Ключевое
слово – «ласкаю» служит выводом, развязкой спора, а характеристиками
действующих лиц выступают слова автора, вводящие прямую речь: безразличное –
«спросил молоток» и очень трогательное -
«прошептало море».
Синтаксическая
структура также помогает передать смысл.
Реплика
«грубого» молотка – сложное предложение с сочинением и подчинением (рассуждение
с отрицательной установкой).
Реплика
моря звучит откровенно и просто – двусоставное, почти нераспространенное
предложение с выделенным дополнением («их» - камней).
Да!
Поистине велик язык, способный несколькими штрихами раскрыть философию жизни,
философию воспитания.
IV. Вывод
по уроку в целом:
Какое
влияние на Вашу личность оказала проделанная работа?
V. Домашнее
задание.
Сочинение –
эссе. Размышление по поводу текста М. Пришвина «Осенняя роска»
Заосеняло.
Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки
семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа
весь день просверкает.
Макишева В.А., учитель русского языка и литературы Филиала
АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа»
химико-биологического направления г. Павлодара
Комментариев нет:
Отправить комментарий